Заказать звонок
#

Телефон горячей линии

(473) 222-66-22
Горячая линия

Интервью с заместителем Уполномоченного по защите прав предпринимателей по Воронежской области К.В. Корневым

6f91c71f_lНа вопросы главного редактора «Коротко о Главном» отвечает:

КОРНЕВ Константин Викторович, к.э.н., заместитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей по Воронежской области

Здравствуйте, Константин Викторович! В Воронеже существует достаточно много общественных организаций, объединяющих предпринимателей и созданных для защиты их интересов. Вы связаны с этой темой не первый год. Расскажите, пожалуйста, о проблемах защиты предпринимательства в нашей стране и предпосылках для создания новой государственной структуры, которую вы представляете, – института бизнес-омбудсменов.

С назначения Бориса Юрьевича ТИТОВА на должность Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в мае 2012 года начал работать и развиваться институт уполномоченных. Особенностью построения нашей вертикальной структуры является подбор и назначение людей, которые на региональном и местном уровнях уже зарекомендовали себя способностью представлять интересы предпринимателей и отстаивать их в органах государственной власти. Обычно это представители независимых предпринимательских объединений, таких как «ОПОРА», «Деловая Россия», «Российский союз промышленников и предпринимателей» и др.

В Воронежской области (по согласованию с губернатором) бизнес-омбудсменом с октября 2012 года стал Юрий Федорович ГОНЧАРОВ – председатель Торгово-промышленной палаты Воронежской области. Юрий Федорович участвовал в создании и руководит Торгово-промышленной палатой (ТПП ВО) уже более двадцати лет. В отсутствии бюджетного финансирования мы – аппарат уполномоченного – ведем свою деятельность на общественных началах, а представительские функции осуществляем с помощью ТПП ВО. Со всеми общественными объединениями предпринимателей, представленными в нашем регионе, мы в очень хороших отношениях, поддерживаем регулярные контакты и многие вопросы решаем коллегиально.

Сейчас во всех 85 субъектах РФ действуют свои бизнес-омбудсмены. А что касается Воронежской области, то за прошедшие три года мы пошли дальше – в районы, и сейчас в каждом районе нашей области есть общественный представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Главный критерий выбора – он должен быть действующим предпринимателем (а не каким-нибудь отставным чиновником) и при этом иметь надежную репутацию у местных органов власти. Для обучения своих районных представителей мы стараемся проводить выездные мероприятия, посвященные тем или иным практическим моментам поддержки предпринимателей и урегулированию спорных вопросов. На подобных мероприятиях кроме специалистов из Воронежа обычно присутствуют ведущие предприниматели и представители районных и местных органов власти.

Почему новая государственная структура, направленная на поддержку предпринимателей, была создана относительно недавно?

На мой взгляд, в последнее время давление государства на предпринимателей возрастает, ведь сейчас с ухудшением экспортно-нефтяной конъюнктуры мелкий и средний бизнес становится более важным объектом внимания как источник денежных средств для бюджета. Соответственно, увеличивается потребность в защите предпринимателей от произвола чиновников. Эту ситуацию, безусловно, понимает высшее руководство страны. Федеральный бизнес-омбудсмен Титов ежегодно 26 мая (День российского предпринимательства) встречается с Президентом РФ и делает доклад об основных проблемах и предложениях бизнес-сообщества по итогам года. Доклад содержит оценки состояния бизнес-климата и множество другой информации. Мы называем этот увесистый доклад «книгой жалоб и предложений российского бизнеса». Выход напрямую на высшее руководство – то преимущество, которое отличает институт бизнес-омбудсмена. Мы видим, что по многим вопросам, затронутым в докладах, готовятся поручения Президента Правительству РФ.

В то же время практика показывает, что одновременно решить все проблемы невозможно. Поэтому начиная с этого года мы планируем выделять пять главных проблем и будем настойчиво добиваться их решения. Воронежский омбудсмен Гончаров также регулярно встречается с губернатором, эти встречи проходят обычно раз в квартал. В срок до 1 марта бизнес-омбудсмен направляет губернатору (г) ежегодный доклад.

Назову еще одну тему, обосновывающую, почему, на наш взгляд, для поддержки предпринимателей должна существовать постоянно действующая авторитетная структура со значимыми полномочиями. Мы сталкиваемся с тем, что, даже смягчая правила и нормы в отношении предпринимателей, не всегда удается добиться такого смягчения в реальности. Например, долго пробиваемое законодательное снижение количества плановых проверок бизнеса (Закон № 246-ФЗ от 12.07.2015) на практике привело к увеличению внеплановых проверок, а объявленная Постановлением Государственной Думы № 2559-6 ГД от 02.07.2013 амнистия для предпринимателей, отбывающих наказание по экономическим статьям, на практике привела к тому, что следственные органы стали чаще вменять предпринимателям другие статьи, где в качестве наказания предусмотрено заключение в местах лишения свободы.

В целом могу сказать: мы стремимся так организовать свою работу, чтобы наш «горячий» телефон (276-66-59) был как тревожная кнопка для предпринимателей, чьи интересы необоснованно ущемляются со стороны различных контрольных и проверяющих государственных структур.

Давайте приведем примеры конкретных случаев, когда вам удалось помочь обратившимся со своими жалобами предпринимателям и решить их проблемы.

В простых ситуациях иногда бывает достаточно одного письма. Вот пример: к нам обратились через сайт предприниматели с жалобой – не платит заказчик по госконтракту (сейчас эта проблема обострилась по всей стране). Мы связались с нашими коллегами в другом субъекте федерации – Еврейской автономной области, и вопрос был решен после их письменного обращения. Нужно обратить внимание, что письменный запрос уполномоченного имеет официальный статус (это как раз к вопросу отличия нашего института от общественных организаций).

Другой пример: обращение предпринимателя с жалобой на неправомерные действия сотрудников полиции. В ходе следственных мероприятий в офисе его фирмы забрали компьютеры и не отдавали в течение нескольких месяцев. А поскольку на компьютерах хранилась бухгалтерская документация, всякая работа фирмы была парализована. Мы написали письмо (здесь стоит отметить, что по закону реакция на наше письменное обращение должна быть короче, чем на любой другой запрос , – не месяц, а 15 дней), и пока шел ответ, изъятые компьютеры вернули.

А если простой переписки оказывается недостаточно и нужно экспертное мнение или представительство в суде, тогда мы обращаемся за помощью в специализированные юридические и консалтинговые компании (их около 10), которые сотрудничают с нами по системе, получившей в мировой практике название pro bona (от лат. «на общественных началах»), то есть не взимая плату за свои услуги. Что касается представительства в суде, то сейчас предприниматель может подавать ходатайство о привлечении нас в качестве третьего лица в суде (пока это остается на усмотрение суда). Мы можем выступить в суде как независимые эксперты по различным видам предпринимательской деятельности. Ведь не всегда судья может разобраться, например, в ситуации, где нужно доказывать факты преступной деятельности предпринимателя по статье «мошенничество» – в подобных случаях далеко не всегда присутствует злой умысел.

Какие проблемы в жалобах предпринимателей встречаются чаще всего?

В разное время по-разному. Сейчас на первое место вышли проблемы в сфере нестационарной торговли. Это очень неурегулированная ситуация.

А есть примеры системного вклада института уполномоченных в защиту интересов предпринимателей?

Безусловно. Пять главных тем будущего федерального доклада бизнес-омбудсмена еще обсуждаются, но уже сейчас ясно, что среди них будет вопрос отсутствия стабильности финансовых условий для бизнеса. Например, введение системы «Платон» (система взимания платы с большегрузных автомобилей за проезд по федеральным трассам) в 2015 году стало снежным комом для многих. Через систему Уполномоченных по защите прав предпринимателей мы оперативно собрали информацию по стране, и Титов обратился с письмом к Президенту с предложением снизить штрафы и ввести тестовый период для устранения всех технических недостатков системы «Платон». После чего Госдума внесла поправки в текст первоначального закона (№ 378-ФЗ от 14.12.2015). Другой пример – ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) для учета алкоголя и спиртосодержащей продукции. По нашей инициативе законодатели сдвинули срок ее ввода на год и ввели промежуточные этапы. Кстати, в Воронежской области мы участвуем в пилотном проекте с Росалкогольрегулированием по вводу ЕГАИС.

Воронежский Уполномоченный Юрий Федорович Ткачев является членом ряда общественных советов (при Воронежской таможне, УФМС, Управлении Роспотребнадзора), и мы имеем возможность вынести туда какие-то системные вопросы, например по правоприменительной практике.

Константин Викторович, а каким был ваш собственный путь на эту должность?

Я начинал в области наружной рекламы, на эту же тему защитил кандидатскую диссертацию в 2010 году (сейчас немного преподаю данный предмет в Институте экономики и права, в ВГУ являюсь председателем Государственной аттестационной комиссии). Некоторое время назад я возглавлял Ассоциацию рекламных агентств Воронежа, которая стала одним из учредителей ВРСП «ОПОРА» в конце 90-х, а когда Юрий Федорович получил назначение уполномоченным, стал по совместительству помогать ему в должности заместителя.

С какими проблемами в развитии приходится сталкиваться и какие видите перспективы?

Недостаточная пока информированность о нашей деятельности и общая правовая безграмотность предпринимателей. Здесь, я думаю, можете помочь и вы (я имею в виду «Коротко о Главном» и ВИА Консультант), мы можем подумать о совместных просветительских проектах.

Спасибо за представленную информацию, всего вам доброго!

Более подробную информацию о деятельности в поддержку предпринимателей можно получить в Интернете на сайте Уполномоченного: business36.ru и Воронежской Торгово-Промышленной палаты: tppvo.ru