Заказать звонок
#

Телефон горячей линии

(473) 222-66-22
Горячая линия

Онлайн-прием у заместителя руководителя ФМС по Воронежской области

Интервью с заместителем руководителя ФМС по Воронежской области Лушпаевым Андреем Николаевичем

- Здравствуйте, Андрей Николаевич!

Расскажите, пожалуйста, кратко о своем ведомстве, о перечне вопросов, находящихся в компетенции Управления Федеральной Миграционной Службы по Воронежской области?

1- Управление Федеральной Миграционной Службы по Воронежской области осуществляет государственную миграционную политику на территории нашей области.

УФМС по Воронежской области оказывает широкий спектр государственных услуг и осуществляет следующие полномочия:

- оказание государственных услуг по оформлению и выдаче паспортов и иных документов гражданам РФ для выезда из РФ и въезда в РФ.

- регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ;

- легализация пребывания иностранных граждан на территории РФ, в том числе, постановка на миграционный учет, получение разрешения на временное проживание, вида на жительство, приобретение гражданства РФ, получение статуса беженца, разрешение на работу, содействие в переселении соотечественников в Российскую Федерацию.

- осуществление масштабного миграционного контроля, борьба с нелегальной миграцией на территории нашей области;

- миграционный учет и контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства, должностными лицами, юридическими лицами, иными органами и организациями правил миграционного учета на территории Воронежской области;

- выдает в установленном порядке разрешения на привлечение работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в РФ и использование их труда, а также разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства;

Полный перечень полномочий Федеральной Миграционной службы утвержден Указом Президента РФ от 19.07.2004 N 928 (ред. от 03.12.2011) «Вопросы Федеральной миграционной службы».

- На каких нормативно-правовых актах основана деятельность Управления Федеральной Миграционной Службы по Воронежской области?

- Правовой основой деятельности Управления Федеральной Миграционной Службы по Воронежской области являются следующие законодательные акты: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления и Распоряжения Правительства РФ, Приказы Директора ФМС РФ.

Перечень основных нормативных актов, на которых базируется деятельность УФМС по Воронежской области:

1) Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

2) Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

3) Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) «О гражданстве Российской Федерации».

4) Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

- Андрей Николаевич, давайте перейдем непосредственно к вопросам, поступившим от наших пользователей.

Уважаемый Андрей Николаевич! Прошу Вас разъяснить порядок регистрации и получения гражданства граждан Украины в России. Я гражданка России, проживаю и зарегистрирована в г. Воронеже с 1983 года. Моя мама — гражданка Украины и проживает в данный момент по месту регистрации. Я планирую перевезти маму на постоянное проживание в г. Воронеж. У меня есть квартира 60 м. кв. в которой я проживаю одна, т.е. место для проживания мамы имеется. Разъясните мне, пожалуйста, порядок регистрации моей мамы и получения гражданства в России.

С уважением, Наталья Викторовна. (Дорожная клиническая больница).

Ответ:

Иностранные граждане, прибывающие на территорию РФ делятся на две категории: которые прибывают к нам из стран с «безвизовым» режимом, и прибывающие из стран с «визовым» режимом.

Для граждан Украины предусмотрен «безвизовый режим».

Для получения гражданства РФ необходимо

  • Приехать в РФ
  • Встать на миграционный учет.

Граждане Украины, прибывающие на территорию РФ на срок не превышающий 90 дней с момента въезда на территорию РФ, при наличии у них миграционной карты с отметкой органов пограничного контроля, проставленной при въезде на территорию РФ, освобождаются от регистрации в Отделениях УФМС РФ по месту их пребывания.

Для иностранных граждан, с визовым режимом, необходимо:

- Приехать в РФ

- Встать на миграционный учет в территориальном отделении ФМС РФ по месту жительства.

- Обратиться в ФМС для получения перечня документов на получение разрешения на временное проживание.

Разрешение на временное проживание выдается как по учету квоты, так и без квоты.

Получив перечень документов, и собрав необходимые, иностранный гражданин подает их в ФМС для получения разрешения на временное проживание. Срок рассмотрения документов — до двух месяцев. После проведения всех проверок, ФМС выносит либо положительное, либо отрицательное решение. В случае вынесения положительного решения в паспорт иностранного гражданина проставляется специальный штамп, подтверждающий право на временное проживание, гражданину оформляется временная регистрация на срок до трех лет. (согласно ФЗ 115-ФЗ).

За это время гражданин должен определить желает ли он дальше жить на территории Российской Федерации. Через год с момента получения разрешения на временное проживание (не ранее) человек имеет право подать документы на получение вида на жительство.

Вид на жительство — отдельный документ, в отличие от разрешения на временного проживание, которое выглядит как штамп, проставляемый в паспорт иностранного гражданина. Он бывает двух видов: для иностранных граждан и для лиц без гражданства.

Есть два пути приобретения гражданства (ФЗ 62-ФЗ «О гражданстве»):

1.Упрощенный порядок.

2.Общий порядок.

Под упрощенный порядок попадают иностранные граждане, у которых есть вид на жительство, которые:

-является уроженцами РФ,

-имеют нетрудоспособных родителей,

-супруга(у)

Они могут получить гражданство в упрощенном порядке. То есть с момента получения вида на жительство на следующий день иностранный гражданин собирает документы на получение гражданства РФ.

Если человек не подпадает под эти условия — получает гражданство в общем порядке. Необходимое условие — это прожить 5 лет на территории РФ. Потом он имеет право собирать документы на гражданство. И если упрощенный порядок получения гражданства решается на уровне нашего Управления ФМС по Воронежской области, то общий порядок — Президентская комиссия при Президенте РФ по вопросам гражданства.

Граждане Украины могут находиться на территории РФ 90 суток без регистрации, остальные иностранные граждане обязаны в течение 7 встать на миграционный учет с момента пересечения границы РФ.

С 2012 года вступило в силу Межправительственные соглашения с Россией, Белоруссией, Казахстаном. Граждане Белоруссии приезжают без миграционной карты. Граждане Казахстана могут 30 дней находиться на территории РФ без регистрации.

Вопрос :

Горбунова Елена Михайловна директор рекламного агентства ООО «Новый День» (не является клиентом) 1. какие документы необходимы для трудоустройства человека из другой страны? 2. достаточно ли наличия одного гражданства РФ для трудоустройства?3. на скольких языках составлять трудовой договор, если основной язык соискателя работы не является русским? 4. какие отчисления необходимо производить при работе с иностранцем?5. имеет ли право организация брать на работу человека с непреодаленным языковым барьером?

Ответ:

2Это вопрос специфический. Ежегодно Постановлением Правительства РФ для трудоустройства иностранных граждан на территории РФ устанавливается квота на трудовую миграцию. На 2012 год квота для Воронежской области — 6659 человек. Эта квота устанавливается на Межведомственной комиссии и формируется на основании заявок работодателей на использование и привлечение иностранной рабочей силы.

Иностранному гражданину для получения разрешения на работу необходимо следующее:

1.Документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина на территории РФ.

2.Миграционная карта с отметкой органов погран.контроля о въезде на территорию РФ.

3.Квитанция об уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.

4.Трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ, оказание услуг.

Все документы предоставляет иностранный гражданин лично.

С 2011 года появился еще один вид услуг — как выдача иностранному гражданину патента на право трудовой деятельности.

Патент выдается любому иностранному гражданину, особенность заключается в том, что патент разрешает иностранному гражданину трудиться только у физического лица. (строитель, горничные, няни, садовники). С иностранным гражданином также заключается трудовой договор, на основании которого он трудится. То есть — это своего рода легализация иностранных граждан. За 2011 год мы выдали более 8000 патентов, а разрешений на работу — 7000.

Иностранец лично подает нам документы, и уплачивает государственную пошлину, за каждый месяц трудоустройства у физического лица он платит 1000 рублей государственной пошлины. Если есть необходимость в продолжении трудовой деятельности по истечении срока действия патента он идет в сберкассу, платит 1000 рублей — и это продлевает законность его нахождения на территории РФ на 1 месяц.

Разрешение на работу и патент дают право иностранному гражданину безвыездно находится на территории РФ не более 1 года без получения вида на жительство.

2.О наличии лишь одного гражданства — извините, но вопрос некорректный. В настоящее время РФ только с двумя странами — Туркменистан и Таджикистан заключен договор о двойном гражданстве, с остальными странами нет нормативных актов о двойном гражданстве.

Достаточно ли одного гражданства звучит в вопросе, Ну а что еще нужно, чтобы трудиться? В Конституции РФ звучит что каждый имеет право на труд. Так что, конечно, достаточно одного гражданства!

За всю мою практику я видел всего один раз трудовой договор, который был составлен также на иностранном языке — с гражданами Турции.

А в подавляющем большинстве трудовой договор заключается только на одном русском языке, но возможно заключение трудового договора на языке работодателя и работника.

Работодатель сам решает вопрос кого ему принимать на работу, хоть немых, пускай принимает, лишь бы копали для него яму и понимали, языковой барьер не вызывает препятствий для их трудоустройства.

Вопрос по отчислениям — для нас только лишь уплата государственной пошлины, правоотношения по НК РФ — это в компетенции ФНС РФ.

Вопрос 3:

- Как правильно оформить шенгенскую визу по приглашению в Германию? (порядок, документы, сроки). Артемов Сергей Олегович.

Ответ:

Сергей Олегович, шенгенскую визу Вы сможете оформить в Посольстве Германии самостоятельно, а также через туристическую фирму.

Работа ФМС РФ заключается лишь выдать ему заграничный паспорт для выезда за границу, услуги по оформлению виз мы не оказываем.

Вопрос 4:

- Здравствуйте, Андрей Николаевич! В нашем учебном заведении обучается студентка из Украины, к ней применили льготы по оплате за обучение, также она имеет вид на жительство с 13.01.11, живет в Воронеже 2,5 года, ранее была временная регистрация. По какой ставке облагать доход от оплаты за ее обучение? Краскова Любовь Петровна, институт кооперации

Ответ:

Любовь Петровна, рекомендуем обратиться с данным вопросом в ФНС по Воронежской области.

Вопрос 5:

МБУЗ «ЦРБ» г.Россошь.

Начальник отдела кадров: Сыроватская Наталья Петровна, тел. 8(47396) 279-34. Вопрос: Должны ли организации (Налоговая инспекция, Управление УФМС по Воронежской области, Областной ЦЗН), которые получают уведомления о приёме на работу иностранного гражданина извещать работодателя? Просим ответ отправить по факсу: 8(47396) 216-12 или на электронную почту: mail@rostmo.vrn.ru

Ответ:

Организация обязана уведомлять ФМС, ЦЗН о приеме на работу иностранного гражданина в течение 10 дней с момента приема, иначе -штраф. ФМС обычно предупреждает работодателя, однако обязанностью это не является.

Вопрос 6:

ООО «Городское водоотведение» Начальник отдела кадров: Пелипенко Светлана Николаевна, тел. 8(47396) 279-16.

Вопрос: Как правильно оформить на работу работника из стран СНГ? Прошу ответ отправить по факсу: 8(47396) 291-14.

Ответ:

3Оформление на работу иностранного гражданина, временно проживающего в России, происходит так же, как и при трудоустройстве российского гражданина. Для оформления трудового договора с временно проживающим иностранцем понадобятся следующие документы:

а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. При этом целесообразно удостовериться в наличии отметки о разрешении на временное проживание в таком документе. Или, если это лицо без гражданства, попросить предъявить отдельный документ, разрешающий ему временное проживание в России.

б) разрешение на работу. Только при его наличии можно использовать труд иностранного гражданина, временно проживающего в России. При этом временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.

в) трудовая книжка российского образца.

г) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, поскольку временно проживающие в РФ иностранцы подлежат обязательному пенсионному страхованию.

д) документ об образовании, квалификации или специальных знаниях — при поступлении иностранца на работу, требующую специальной подготовки.

Вопрос 7:

Уважаемый, Андрей Николаевич! У меня вопрос такого плана. Я прописана в Ростовской области, но работаю в г. Воронеж, хотела бы оформить заграничный паспорт в г. Воронеже, т.к в Воронеже мне это удобнее осуществить. Возможно ли мне оформить в Воронеже заграничный паспорт? Что для этого нужно? Если нет, то что для этого нужно?

C уважением, Алена.

Ответ:

Оформить заграничный паспорт в г.Воронеж возможно, при условии, что у гражданина есть временная регистрация на территории Воронежской области. Данное условие является обязательным, т.к. оформить заграничный паспорт возможно только по месту прописки.

Вопрос 8:

Прошу разъяснить порядок оформления загранпаспорта для ребенка 13 лет? Переоформляют ли паспорт по достижении 14 лет?

Ответ:

Порядок оформления заграничного паспорта для граждан одинаков, различие в видах анкет — до 18 лет один вид анкет на ребенка заполняется от родителей, и до 14 лет государственная пошлина меньше. Переоформлять паспорт при достижении 14 лет не нужно, паспорт старого образца выдается на 5 лет, нового образца — на 10 лет. У ребенка могут произойти существенные изменения черт лица, но это уже забота пограничников, т.к. они идентифицируют личность при пересечении границы и могут высказать претензию, что человек не похож просто с лицом, изображенным на фотографии в паспорте. Но другой необходимости переоформлять заграничный паспорт при достижении 14 лет нет. Если срок действия паспорта не истек, то его можно использовать.

Вопрос 9:

ООО «Восток — Агро» Начальник отдела кадров — Коржова Вера Михайловна (тел. 8-47396- 725-41).

Вопрос: Уведомление Областного Центра занятости населения об отказе от квоты на должность генерального директора?

Ответ прошу отправить на электронный адрес: vostok-agro@list.ru

Ответ:

Если я правильно понял вопрос, то могу сказать только, что должность генерального директора одна из немногих неквотируемых должностей.

Вопрос 10:

МБУЗ «ЦРБ» г. Россошь. Начальник отдела кадров: Сыроватская Наталья Петровна, тел. 8(47396) 279-34. Вопрос: Должны ли организации (Налоговая инспекция, Управление УФМС по Воронежской области, Областной ЦЗН), которые получают уведомления о приёме на работу иностранного гражданина извещать работодателя? Просим ответ отправить по факсу: 8(47396) 216-12 или на электронную почту: mail@rostmo.vrn.ru

Ответ:

Иностранец может трудится на территории РФ, не выезжая в течение 1 года, по окончании года он должен выехать и въехать заново, получить миграционную карту, и на основании квоты которая имеется у этой организации, заново оформить разрешение на работу.

Вопрос 11:

Здравствуйте Андрей Николаевич. Наша организация получила КВОТУ на 2012 год для иностранных граждан. Иностранец был принят на работу в 10.2011 сроком на 1 год. В октябре 2012 года я должна продлить его трудовой договор. Что нужно для этого.

Ответ:

Иностранец имеет право трудиться, не выезжая с территории РФ один год. Когда год заканчивается, то он должен выехать, въехать заново, получить миграционную карту, и, на основании квоты, которая есть у данной организации, заново оформить разрешение на работу. После этого продлить трудовой договор.

Вопрос 12:

Хотела получить загранпаспорт в течение месяца, но реально на прием к специалистам смогла записаться только через месяц, то есть реально время получения документа растягивается на два месяца. Как вы прокомментируете данную ситуацию?

Отдельного рассмотрения требует электронная очередь. Чтобы получить заветный номерок нужно отстоять немалую очередь за 1 -1,5 часа до начала выдачи номеров в коридоре, на ступеньках, на улице, с давкой и руганью. То есть любое хорошее дело опять оборачивается нелучшей своей стороной. Может лучше выдавать номера по времени, когда человеку удобно прийти, например свободное время 5 числа в 14.15, 17.20; 6 числа — в 09.45, 12.00 и т.д. Чтобы не стоять в дурдоме.

Заранее большое спасибо.

Харламова Ольга Дмитриевна

Ответ:

4Во-первых, с 01 апреля 2010 года работает портал государственных услуг: любой гражданин может зайти на этот портал, обзавестись личным кабинетом. После этого он имеет право подать документы в электронном виде на оформление заграничного паспорта. Эта услуга сейчас очень востребована: если за 2010 год к нам было подано через портал 1140 заявлений, то за 2011 год — 7288 заявлений, подавляющее большинство из которых ,71%, — на получение заграничных паспортов нового поколения, и 21% на получение заграничных паспортов старого поколения. Это очень удобно, т.к. документы направляются в электронном виде, обрабатываются, проверяются сотрудниками ФМС, и человек приглашается уже на получение заграничный паспорта к нам в офис. Нарушение сроков мы не допускаем, оно случается только по причине несвоевременного ответа из других ведомств.

Адрес сайта www.fmsvrn.ru. Порядок работы следующий: вы подаете документы через личный кабинет, мы в течение дня принимаем и уведомляем вас о приеме документов, или об отказе в приеме документов на получение заграничный паспорта. В случае положительного ответа, если все документы были заполнены правильно, то по истечении месяца мы выдаем заграничный паспорт.

Теперь перейдем к случаю непосредственного обращения к нам за получением заграничного паспорта. На нашем сайте www.fmsvrn.ru есть вся информация для оформления заграничный паспорта. Паспорта нового поколения пока оформляем только по адресу ул.9 января, 54, также уже в течение полугода открыт пункт в г.Лиски приема документов на получение заграничного паспорта нового поколения. В ближайшее время мы открываем два новых пункта при ФМС РФ в г.Россошь и п.г.т.Анна. В настоящее время устанавливается спец. оборудование, проходит тестирование.

Существует также и такой вид услуг — как предварительная запись и получение талонов на электронную очередь.

Каждый день мы выдаем определенное количество талонов, люди приходят, получают талоны и уже знают дату и время когда их примут специалисты в ФМС. Прием документов на получение заграничных паспортов старого поколения осуществляют все наши структурные районные подразделения. Мы стараемся максимально упростить этот процесс для населения.

Во многих организациях существуют огромные очереди, я сам лично обращался в Росреестр — также пришлось ждать.

Штат нашей службы, к сожалению, небольшой. С учетом Указа Президента РФ у нас прошло поэтапное сокращение кадрового состава. Количество услуг возрастает, а людей сокращают. Сотрудники работают с полной нагрузкой. Самое главное, не как можно больше принять документов, а самое главное качественно их обработать, чтобы в установленный законом срок гражданин смог получить законный продукт — заграничный паспорт. Если мы будем работать только на прием, то у нас не будет очередей, а будут очереди при выдаче паспортов, и люди будут возмущаться: «Почему до сих пор не готов мой паспорт?» Поэтому мы выбрали самый оптимальный вариант — есть график приема документов, причем мы работаем также в субботу. Сейчас, в зимнее время, практически нет очередей – остаются свободные талоны.

Пункты оформления заграничных паспортов нового поколения оснащаются спец.оборудованием для обработки и формирования информации. Документы в виде электронного файла направляются в ФСБ, ГУВД для проверки данных, затем в Москву, на фабрику Госзнака, где непосредственно печатается заграничный паспорт нового поколения. К нам поступает уже готовый паспорт, нами он только разблокируется — снимается защитный код, и выдается гражданину. То есть весь процесс оформления происходит в Москве и только в электронном виде. Предварительно записаться на прием по тел. 271-51-91.

Вопрос 13:

ООО Зигзаг: Обязательно ли уведомление УФМС при совпадении срока расторжения трудового договора с истечением срока разрешения на пребывание в РФ?

Ответ:

Да, уведомлять обязательно.

Вопрос 14:

ООО «Каменское городское коммунальное хозяйство»

Юрисконсульт: Висицкая Наталья Ивановна, тел. 8(47357) 529-73

Вопрос: Как правильно (законно) установить фактически проживающих в квартире граждан (мероприятия основания для этого)?

Прошу ответ отправить на адрес электронной почты: kgkx@mail.ru

Ответ:

А для чего это законно устанавливать? Это может только хозяин квартиры, а для всех остальных существует Закон о защите персональных данных, такая информация может быть предоставлена по запросу суда, органов прокуратуры.

Вопрос 15:

ООО «Каменское городское коммунальное хозяйство» Контролёр-диспетчер: Бокова Ольга Евгеньвна, тел. 8(47357) 529-73.

Вопрос: Имеет ли право ресурсоснабжающая компания вместе с старшими по дому собирать сведения о фактически проживающих в квартире для начисления платы за потребляемую воду? Прошу ответ оправить на адрес электронной почты: kgkx@mail.ru

Ответ:

В каждом ТСЖ есть должность паспортистки, в обязанности которой входит первичный учет документов у населения при оформлении регистрации. Раньше велись поквартирные карточки форма А и форма Б, где велся учет всех граждан которые живут или жили в этой квартире. У нас, к сожалению, нет ресурса адресно-справочного бюро. Учет граждан мы осуществляем на основании адресных листков прибытия — убытия в алфавитном порядке. Поквартирно — нет возможности учитывать. Поэтому, учет граждан может быть в ТСЖ. А в частном жилом секторе на каждое домовладение по желанию хозяина может вестись домовая книга, где также ведется учет всех проживающих граждан.

Таким образом, учет проживающих можно осуществить через ТСЖ и управляющие компании, или с согласия собственника помещения.

Вопрос 16:

Добрый день!

1.Имеет ли право физическое лицо использовать рабочую силу мигрантов? Если такая возможность есть, то как это должно быть оформлено с точки зрения законодательства?

2. Хотелось бы узнать подробности определения квот для юридических лиц на использование рабочей силы мигрантов.

С уважением, Дмитрий Пахомов.

Ответ:

5С 2011 года появился новый вид услуг — выдача иностранному гражданину, находящемуся на территории Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, патента на право трудовой деятельности.

Чтобы получить патент, иностранный гражданин должен представить следующие документы в территориальный орган ФМС:

1) заявление о выдаче патента;

2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

3) миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа ФМС о выдаче данному иностранному гражданину миграционной карты.

Особенность заключается в том, что патент разрешает иностранному гражданину трудиться только у физического лица. (строитель, горничные, няни, садовники). С иностранным гражданином также заключается трудовой договор, на основании которого он трудится. То есть — это своего рода легализация иностранных граждан. За 2011 год мы выдали более 8000 патентов, а разрешений на работу — 7000.

Иностранец лично подает нам документы, и уплачивает государственную пошлину — за каждый месяц трудоустройства у физического лица он платит 1000 рублей государственной пошлины. Если есть необходимость в продолжении трудовой деятельности, то по истечении срока действия патента такой работник платит от 1000 до 3000 рублей — и это продлевает законность его нахождения на территории РФ от 1-го до 3-х месяцев соответственно (Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев).

Разрешение на работу и патент дает право иностранному гражданину безвыездно находиться на территории РФ не более 1 года без получения вида на жительство. По истечении года иностранный гражданин вправе подать заявление о выдаче ему нового патента.

Действительность патента может быть проверена с помощью сервиса проверки разрешений на работу и патентов, который функционирует на официальном сайте ФМС России. Проверка действительности патентов может быть проведена по номеру, серии и дате выдачи патента, фамилии, имени и дате рождения иностранного гражданина.

Помимо этого, должен быть заключен гражданско-правовой или трудовой договор, который регистрируется в соответствующих службах.

2. Подробнее о методике определения квот для юридических лиц на использование рабочей силы мигрантов рекомендуем посмотреть следующие документы:

а) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.09.2007 N 604 «Об утверждении Методики оценки эффективности использования иностранной рабочей силы».

б) Постановление Правительства РФ от 22.12.2006 N 783 (ред. от 08.12.2008) «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации».

в) Постановление Правительства РФ от 04.04.2003 N 193 (ред. от 28.03.2008) «Об утверждении Правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации».

г) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2011 N 1434н «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2012 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу».

Вопрос 17:

Уважаемый, Андрей Николаевич! Просим вас ответить на несколько вопросов. Будем очень признательны.

1. Структурное подразделение ОАО «РЖД» привлекает на работу граждан Украины. Уплата государственной пошлины должна производиться работодателем или лично гражданином?

2. Во время процедуры оформления разрешения на работу при подаче документов в ФМС, где должен находиться иностранный гражданин: на предприятии или его можно отпустить домой?

3. Оплата мед. комиссии при прохождении предварительного медицинского освидетельствования должна производиться иностранным гражданином или предприятием?

отдел кадров ПМС-81

Ответ:

61.Гос.пошлина уплачивается иностранным гражданином личном, или по соглашению — работодателем.

2. Иностранный гражданин сам подает документы или через организацию работодателя. Представитель работодателя обращается к нам, при наличии у него квоты (на соответствующий год), предоставляет надлежащим образом оформленное заявление с приложением необходимых документов на иностранных граждан на получение разрешения на работу, и мы принимаем их. А потом уже при получении разрешения приходят непосредственно иностранцы. Мы смотрим, если он действительно есть, живой, то мы выдаем соответствующее разрешение на работу. Если организация большая, и требуется много разрешений, случается, что мы сами выезжаем на предприятие и там уже выдаем разрешения на работу. Срок оформления — 10 дней. Если вопрос в том, имеет ли право иностранный гражданин выезжать за пределы РФ во время оформления, то ответ – да, он имеет на это право, у нас свобода передвижения согласно Конституции РФ. Единственное условие — он должен вернуться к моменту получения разрешения на работу.

3. Допустимы оба варианта.

Вопрос 18:

1.) Имеет ли право покупатель недвижимого имущества (жилья), требовать от продавцов, выписать всех проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении и предоставить соответствующую справку в гос.реестр до регистрации сделки?

2.) В ноябре текущего года у меня заканчивается срок действия паспорта, я являюсь гражданином республики Казахстан. Я и все члены моей семьи хотим остаться проживать в России и оформить гражданство Российской Федерации. Можно ли мне поменять Казахский паспорт не выезжая из России?

3.) Я гражданин Российской Федерации, моя жена гражданка Казахстана, сейчас получает разрешение на временное проживание в Российской Федерации. Может ли она получить разрешение на проживание, затем выехать в Казахстан и вернуться в Россию, не возникнет ли позже проблем при пересечении границы Российской Федерации. Возможно ли то, что её не пропустят на границе с Казахской стороны, при возвращении на территорию России?

Ответ:

1. Вообще говоря, ФМС этот вопрос не касается, вопросы купли-продажи не входят в нашу компетенцию. Но, насколько я знаю, требовать вы не можете. В соответствии с законом о персональных данных, вы также не имеете доступа к подобной информации. Покупатель заинтересован, чтобы приобрести квартиру без «начинки», без зарегистрированных там граждан. Данные граждане иных прав, кроме как права проживания в квартире не имеют, но пока они зарегистрированы в квартире, они имеют полное право там проживать. Как вариант, вы можете посетить ЕИРЦ совместно с собственником и получить выписку с данной информацией (т.к. только собственник имеет право на запрос подобной информации). Если результаты вас не устроят, или собственник откажется, то лучше искать другую квартиру, без зарегистрированных там граждан.

2. Если посольство Казахстана оказывает ему такую услугу, то ради Бога.

При оформлении разрешения на работу мы проверяем, чтобы срок действия документов был не менее 6 месяцев. Так что вопрос в легальности нахождения здесь человека.

А так, чтобы в Посольстве паспорт поменять, гражданин Казахстана должен быть там на консульском учете. Для конкретного и точного ответа на Ваш вопрос лучше обратиться к специалистам ФМС РФ по Воронежской области.

3. Если есть разрешение на временное проживание, то пропустят. Единственное разрешение на временное проживание может быть аннулировано или отменено, если в течение года или 6 месяцев иностранный гражданин был за пределами РФ. (115 — ФЗ).

ст.7 ФЗ 115-ФЗ — основание для аннулирования разрешения на временное проживание.

Вопрос 19:

Уважаемый Андрей Николаевич, разъясните, пожалуйста вот такую ситуацию, если являюсь главным бухгалтером в ООО индивидуальным предпринимателем одновременно, сведения, указанные в заявлении о выдаче заграничный паспорта кто мне должен заверять подписью и печатью ООО или ИП?

С уважением ИП Крастелева Эльвира Петровна.

Ответ:

7Обычно в таком случае заявитель приносит к нам ксерокопию свидетельства о регистрации в качестве ИП, и мы на основании данного свидетельства принимаем эти документы (свидетельство, трудовая книжка). Мы сами заверяем эти документы, и направляем в работу. Если главбух и директор — разные лица, то, если у ИП есть печать — лучше заверить от ИП.

В данной ситуации необходимо представить вместе с заявлением и документами на выдачу заграничного паспорта копию свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Вопрос 20:

Можно ли принять на работу лицо , предоставившее при трудоустройстве паспорт с истекшим сроком действия?

МУП «Острогожский комбинат по благоустройству

Кожекина Людмила Ивановна Ведущий специалист общего отдела (юрист).

Ответ:

Срок действия документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина должен оканчиваться не ранее 6 месяцев со дня подачи заявления о выдаче разрешения на работу.

Вопрос 21:

Каков порядок приема на работу лиц без гражданства РФ?

МБУЗ «Острогожская ЦРБ» Волков Максим Александрович, юрисконсульт.

Ответ:

В соответствии с Федеральным законом №115-Фз от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» лицо без гражданства имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.

Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующим получения визы, подает заявление о выдаче ему разрешения на работу лично через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации, либо через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина.

Одновременно с заявлением иностранным гражданином предоставляются:

1) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

2) миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию;

3) квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу;

трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказания услуг), заключенные и оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии).

Вопрос 22:

Усовершенствовался ли порядок выдачи гражданства гражданам СНГ?

10Указом Президента РФ от 22.07.2006 г. №637 была утверждена Государственная Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на основании которой были внесены изменения в действующее миграционное законодательство. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» №62-Фз от 31 мая 2002 года был дополнен частью 7 статьи 14, предусматривающей более льготный порядок приобретения гражданства Российской Федерации.

Подавляющее большинство участников Государственной программы — граждане СНГ. Срок рассмотрения заявлений об изменении гражданства, поданных участниками данной Государственной программы, до одного месяца.

Перечень нормативных актов:

Указ Президента РФ от 19.07.2004 N 928 (ред. от 03.12.2011) «Вопросы Федеральной миграционной службы»:

6. ФМС России осуществляет следующие полномочия:

1) разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

(пп. 1 введен Указом Президента РФ от 21.03.2007 N 403)

1.1) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и осуществляет анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности органов, организаций и подразделений системы ФМС России;

(пп. 1.1 введен Указом Президента РФ от 21.03.2007 N 403)

1.2) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

(пп. 1.2 введен Указом Президента РФ от 21.03.2007 N 403)

1.3) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль и надзор:

за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

за соблюдением иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства;

за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда;

1.4) обеспечивает в установленном порядке реализацию прав и обязательств Российской Федерации, предусмотренных международными договорами Российской Федерации о реадмиссии;

(пп. 1.4 введен Указом Президента РФ от 31.10.2009 N 1232)

2) выдает в установленном порядке разрешения на привлечение работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использование их труда, а также разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства;

3) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации:

выдачу виз иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию;

определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих в Российской Федерации;

принятие от лиц, проживающих в Российской Федерации, заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации;

проверку фактов и документов, представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, и в случае необходимости запрашивает дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

направление Президенту Российской Федерации заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, представленных для их обоснования документов и иных материалов, а также заключений на данные заявления, документы и материалы;

исполнение принятых Президентом Российской Федерации решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих в Российской Федерации;

рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, поданных лицами, проживающими в Российской Федерации, и принятие решений по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке;

ведение учета лиц, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;

оформление гражданства Российской Федерации;

отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации;

выдачу и замену гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность;

регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания;

(в ред. Указа Президента РФ от 27.07.2007 N 993)

оформление и выдачу паспортов и иных документов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

учет выданных паспортов гражданина Российской Федерации;

оформление приглашений иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию, а также ведение учета оформляющих приглашения юридических лиц;

реализацию мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства;

проставление отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства;

проведение государственной дактилоскопической регистрации;

производство по делам об административных правонарушениях в пределах установленной компетенции;

представление в судах интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности ФМС России, а также защиту в судах интересов ФМС России;

проведение федеральных государственных статистических наблюдений в установленной сфере деятельности в соответствии с официальной статистической методологией, а также представление в установленном порядке предложений по совершенствованию форм этих наблюдений;

(в ред. Указа Президента РФ от 27.07.2007 N 993)

информационное и правовое обеспечение деятельности ФМС России, ее территориальных органов, загранаппарата, а также иных входящих в систему ФМС России организаций и подразделений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

(в ред. Указа Президента РФ от 03.03.2008 N 301)

миграционный учет и контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства, должностными лицами, юридическими лицами, иными органами и организациями правил миграционного учета;

(абзац введен Указом Президента РФ от 27.07.2007 N 993)

формирование и обеспечение функционирования государственной информационной системы миграционного учета, а также своевременное внесение в нее необходимых сведений в полном объеме;

(абзац введен Указом Президента РФ от 27.07.2007 N 993)

4) организует в установленном законодательством Российской Федерации порядке:

выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации;

выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации;

учет, регистрацию, прием и временное размещение лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища либо о признании их беженцами, получивших статус беженца, а также оказание содействия беженцам во временном обустройстве в Российской Федерации;

учет, регистрацию, прием и временное размещение лиц, ходатайствующих о признании их вынужденными переселенцами, получивших статус вынужденного переселенца, а также оказание содействия вынужденным переселенцам в обустройстве на новом месте жительства в Российской Федерации;

проведение идентификации иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о признании их беженцами и находящихся в Российской Федерации;

учет и фотографирование иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии либо принимаемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.10.2009 N 1232)

временное размещение иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, принимаемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.10.2009 N 1232)

5) участвует в соответствии с законодательством Российской Федерации в разработке и обеспечивает подготовку предложений о распределении по субъектам Российской Федерации лиц, признанных беженцами либо получивших временное убежище;

6) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения:

о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации;

о выдаче иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство, а также об аннулировании указанных разрешений или вида на жительство;

о выдаче, приостановлении срока действия или аннулировании разрешений на привлечение и использование иностранных работников, разрешений иностранным гражданам или лицам без гражданства на работу, лицензий на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

о депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также осуществляет меры по их депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации;

о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, а также об установлении запрета на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства;

о приеме граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства и о передаче иностранных граждан и лиц без гражданства на основании международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.10.2009 N 1232)

7) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование деятельности в сфере миграции;

8) участвует в осуществлении государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом;

9) организует и ведет адресно-справочную работу;

10) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним соответствующих решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

11) принимает участие в подготовке предложений по установлению квоты на выдачу приглашений на въезд иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;

12) руководит территориальными органами, загранаппаратом, а также иными входящими в систему ФМС России организациями и подразделениями, осуществляет контроль их деятельности;

(в ред. Указа Президента РФ от 03.03.2008 N 301)

13) подготавливает и направляет в Министерство внутренних дел Российской Федерации предложения по вопросам реализации государственной политики в установленной сфере деятельности ФМС России;

14) принимает меры по укреплению и развитию материально-технической базы ФМС России, ее территориальных органов, загранаппарата, а также иных входящих в систему ФМС России организаций и подразделений;

(в ред. Указа Президента РФ от 03.03.2008 N 301)

15) утратил силу с 21 марта 2007 года. — Указ Президента РФ от 21.03.2007 N 403;

16) создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности;

17) формирует и ведет федеральные базы данных, а также обеспечивает методологическое единообразие и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;

18) участвует в разработке федеральных целевых программ в установленной сфере деятельности;

19) взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

20) участвует в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

21) утратил силу с 21 марта 2007 года. — Указ Президента РФ от 21.03.2007 N 403;

21.1) обеспечивает совместно с МВД России взаимодействие территориальных органов ФМС России с органами внутренних дел Российской Федерации;

(пп. 21.1 введен Указом Президента РФ от 21.03.2007 N 403)

22) подготавливает по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты отзывов и заключений на проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

(пп. 22 в ред. Указа Президента РФ от 21.03.2007 N 403)

23) проводит в установленном законодательством Российской Федерации порядке конкурсы и размещает заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ФМС России, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

(в ред. Указа Президента РФ от 21.03.2007 N 403)

24) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание ФМС России и реализацию возложенных на нее функций, а также средств, поступающих в соответствии с законодательством Российской Федерации из иных источников финансирования;

25) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

26) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, связанных с деятельностью ФМС России;

27) обеспечивает мобилизационную подготовку ФМС России, контроль и координацию деятельности ее территориальных органов, загранаппарата, а также иных входящих в систему ФМС России организаций и подразделений по мобилизационной подготовке;

(в ред. Указа Президента РФ от 03.03.2008 N 301)

28) организует профессиональную подготовку лиц начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации (далее — сотрудники) и федеральных государственных служащих ФМС России, ее территориальных органов, загранаппарата, иных входящих в систему ФМС России организаций и подразделений, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку, а также принимает меры по обеспечению их правовой и социальной защиты;

(в ред. Указа Президента РФ от 03.03.2008 N 301)

29) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Статья 6. Временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации

1. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

«Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины» (заключено в г. Москве 16.01.1997).

Статья 1 Граждане государства одной Стороны на основе взаимности освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту их пребывания на территории государства другой Стороны, если срок такого пребывания не превышает 90 дней с момента въезда на территорию государства этой другой Стороны, при наличии у них миграционной карты с отметкой органов пограничного контроля, проставленной при въезде на территорию государства пребывания.

Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) «О гражданстве Российской Федерации».

Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 151-ФЗ)

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом «а» части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) — в) исключены. — Федеральный закон от 11.11.2003 N 151-ФЗ;

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

4. Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренныхпунктом «а» части первой настоящей статьи, и без представления вида на жительство.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 151-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 328-ФЗ)

Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) «О гражданстве Российской Федерации».

Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, — в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

(п. «г» введен Федеральным законом от 28.06.2009 N 127-ФЗ)

д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, — в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.

(п. «д» введен Федеральным законом от 28.06.2009 N 127-ФЗ)

3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренныхпунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 03.01.2006 N 5-ФЗ, от 01.12.2007 N 296-ФЗ, от 30.12.2008 N 301-ФЗ)

5. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в», «г» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

6. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, — по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

7. Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а»«в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

(часть седьмая введена Федеральным законом от 01.10.2008 N 163-ФЗ)

Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан от 30.11.2000 «О взаимных безвизовых поездках граждан» (с изм. от 24.03.2005).

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Статья 13.3. Особенности трудовой деятельности иностранных граждан у физических лиц

1. Граждане Российской Федерации имеют право привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее — трудовая деятельность у физических лиц), законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Для получения патента законно находящийся на территории Российской Федерации иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:

1) заявление о выдаче патента;

2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

3) миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;

4) документы, подтверждающие уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (далее — документ об уплате налога), за предыдущий период осуществления трудовой деятельности у физических лиц на основании патента;

5) сведения о видах трудовой деятельности у физических лиц, осуществлявшейся таким иностранным гражданином, представляемые по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

3. При первичном обращении за выдачей патента документы, указанные в подпунктах 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, не представляются.

4. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче патента обязан выдать данному иностранному гражданину патент или уведомление об отказе в его выдаче.

5. Патент выдается на срок от одного до трех месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.

Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (далее — налог). В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.

В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог.

6. По истечении двенадцати месяцев со дня выдачи патента иностранный гражданин вправе обратиться в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции за получением нового патента в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

7. Патент выдается иностранному гражданину лично по предъявлении документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, и документа об уплате налога на срок, на который выдается патент.

8. Патент предоставляет право иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность на территории того субъекта Российской Федерации, в котором выдан.

9. В случае, если иностранный гражданин временно пребывает в Российской Федерации свыше установленного в соответствии с пунктом 2 статьи 5 и со статьей 5.1настоящего Федерального закона срока временного пребывания и срок действия имеющегося у него патента не был продлен либо иностранным гражданином не был получен новый патент, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении пятнадцати дней со дня истечения срока действия патента. В течение указанных пятнадцати дней данный иностранный гражданин считается законно находящимся на территории Российской Федерации.

10. Для осуществления иностранным гражданином, имеющим патент, деятельности, не являющейся трудовой деятельностью у физических лиц, данный иностранный гражданин обязан получить разрешение на работу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В этом случае разрешение на работу данному иностранному гражданину может быть выдано на срок не более одного года со дня въезда в Российскую Федерацию.

11. Патент иностранному гражданину не выдается, а выданный патент аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:

1) в случае регистрации данного иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

2) в случае осуществления трудовой деятельности у физических лиц с привлечением труда третьих лиц;

3) при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 12 и 4 пункта 9 и пунктом 9.1 статьи 18 настоящего Федерального закона.

12. Особенности налогообложения доходов иностранных граждан, полученных от трудовой деятельности у физических лиц, устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

13. Форма патента устанавливается Правительством Российской Федерации.

Распоряжение Президента РФ от 22.12.1993 N 779-рп «О подписании Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства»

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012).

Статья 7. Основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание

1. Разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;

4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 417-ФЗ)

8) в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательствомРоссийской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Действие настоящего положения не распространяется на иностранного гражданина:

размер среднемесячного дохода которого или размер среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи которого не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого указанному иностранному гражданину разрешено временное проживание. Среднемесячный доход иностранного гражданина и среднемесячный среднедушевой доход члена семьи иностранного гражданина определяются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

обучающегося по очной форме обучения в среднем специальном учебном заведении Российской Федерации;

студента или аспиранта очной формы обучения в высшем учебном заведении Российской Федерации;

пенсионера или инвалида;

относящегося к иным категориям лиц, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

11) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным;

13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

14) прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок документы, указанные в подпункте 1 пункта 5 статьи 6.1 настоящего Федерального закона.

(пп. 14 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

1.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.06.2009 N 105-ФЗ.

1.2. Помимо случаев, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение на временное проживание аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина в Российской Федерации.

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 06.05.2008 N 60-ФЗ)

1.3. Разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, если данный иностранный гражданин передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

(п. 1.3 введен Федеральным законом от 06.05.2008 N 60-ФЗ)

1.4. Разрешение на временное проживание иностранному гражданину может не выдаваться, а ранее выданное разрешение на временное проживание может быть аннулировано, если данный иностранный гражданин передавался иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

(п. 1.4 введен Федеральным законом от 06.05.2008 N 60-ФЗ)

1.5. Разрешение на временное проживание, выданное иностранному гражданину в соответствии с подпунктом 6.2 пункта 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин решением суда, вступившим в законную силу, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах в отношении ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации.

(п. 1.5 введен Федеральным законом от 28.06.2009 N 127-ФЗ)

2. В случае принятия решения об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший такое решение, выдает указанному иностранному гражданину соответствующее уведомление либо направляет соответствующее уведомление в форме электронного документа на адрес электронной почты иностранного гражданина.

(п. 2 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ, в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

3. Решение об отказе в выдаче иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание принимается при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 18101113 и 14 пункта 1 настоящей статьи.

(п. 3 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

4. Решение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание может быть обжаловано данным иностранным гражданином в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином уведомления о принятии соответствующего решения. В период рассмотрения жалобы данного иностранного гражданина он не утрачивает право на временное пребывание в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Копии решения федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по жалобе данного иностранного гражданина в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения направляются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, вынесший обжалуемое решение, и данному иностранному гражданину.

(п. 4 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

5. В случае, если федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции отменил решение своего территориального органа об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание, указанный территориальный орган в течение трех рабочих дней со дня отмены соответствующего решения выдает (восстанавливает) данному иностранному гражданину разрешение на временное проживание.

(п. 5 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ)